-
Большие часы и немного денег на Рождество
Представьте себе, что в Монрепо вместо Храма Нептуна стоят почти такие же по величине и форме часы ‒ и играют рождественские гимны. Верится с трудом? А так вполне могло быть!
-
«В самом красивом, прекраснейшем из парков»
Детские воспоминания о Монрепо писательницы Кирсти Тарьяс, жившей в Выборге в 20‒30-е годы XX века.
-
Андромаха
Когда граф Каподистрия сидел на берегу острова Палатки в Монрепо и глядел на морские волны, он не подозревал, что недавно родившийся сын хозяина Монрепо спустя двадцать лет тоже отправится в Грецию, на корабле с греческим именем Андромаха.
-
И Людвигу отдохновенье, и Каннабиху отрада
Вблизи современного поселка Отрадное на берегу залива в XVIII веке располагалась усадьба с точно таким же названием на немецком языке ‒ Фройденхоф. Людвиг Николаи уступил его в пользу еще одного любимца императора Павла ‒ гатчинского артиллериста Каннабиха
-
Еще немного о веселом садоводстве
Увеселительные общественные сады появились в Европе еще в XVIII веке. Плох был тот город, в котором не было увеселительного сада. И тяжко приходилось тому, чей собственный сад был рядом с таким незеленым городом.
-
"По местам, где царствуют Природа и Искусство"
В череде очерков путешественников XIX века о парке имения Монрепо выделяется описание парка, сделанное Фридрихом Мейером. Кроме того что Мейер был талантливым публицистом, ему ещё и сказочно повезло: его экскурсоводом стал сам хозяин имения барон Пауль Николаи.
-
Палантир Лиматы или Водятся ли в Монрепо муми-тролли?
Парк Монрепо ‒ волшебное местечко. Здесь обитают нимфы, герои Калевалы, а кому-то среди скал и кущей покажется то гном, то эльф из книг профессора Толкина. А встречали вы в наших краях муми-троллей?
-
Садоводство вокруг Монрепо
Из журнала «Финское садоводство»: «Выборгское Садоводческое общество собралось в Монрепо 3 декабря 1911 года. Заседание вёл директор Джон Лагер, обязанности секретаря исполнял садовник Карл Фёрстен; присутствовали 12 членов. Был одобрен протокол комитета Садовой выставки в Выборге, касающийся ряда предложений по организации будущих садовых выставок. Садовый мастер из Монрепо Йоханнес Гранё рассказал о своей учебной поездке в Германию. Новогоднее собрание общества и торжественный вечер состоятся на Мюллюсари 14 января 1912 года».
-
История пожарного дела в Монрепо
В старой финской прессе осталось немало сведений о суровых буднях (и праздниках) волонтёров-огнеборцев в имении баронов Николаи первой четверти XX века. Эти сведения очень ценны и для истории пожарного дела, и для истории Монрепо.
-
О фамильном кладбище
Множество легенд сложено о старинных гробницах. Таящиеся в них сокровища манят грабителей со времён египетских пирамид. Предлагаем вашему вниманию два текста на одну и ту же вечную тему: литературную легенду 1816 года и криминальную хронику 1936-го.
-
Катарсис Эленшлегера
В библиотеке Николаи есть пьесы датского драматурга Эленшлегера. Пауль Николаи живо интересовался скандинавскими древностями, а Эленшлегер одним из первых начал разрабатывать эту тему в литературе и театре. Ходил ли Пауль в Копенгагене на спектакли, мы точно не скажем, но пьесы он читал с удовольствием.
-
Наблюдая звёзды в Монрепо
Что связывает звёзды на небе и камни в парке Монрепо? Где же всё-таки находится Швейцария? Что общего у громоотводов, шелкопрядов и вольных каменщиков? И почему Николаи — Карл Генрих? Ответы таятся в Библиотеке Монрепо.
-
«Человек без цели — не человек»
Людвиг Николаи не мог не заполучить в свою библиотеку книгу, написанную человеком, привёзшим в Петербург Дени Дидро.
-
«В Копенгаген-городок наши доски поволок»
Пауль Николаи как наш дипломат в Дании должен был хорошо знать историю русско-датских отношений, также и историю отношений Дании с другими державами. В библиотеке Монрепо осталась литература и по этому вопросу.
-
Сага об Эймунде в библиотеке Монрепо
В 1833 году Пауль Николаи стал невольным участником события, породившего споры, до сих пор не утихающие среди русских учёных