03 Сен, 2019

    В Монрепо во времена баронов Николаи занимали должность садовников и управляющих настоящие профессионалы своего дела: Иоганн Бистерфельд, Карл Цвергер, семья Краатц. В июле 1909 года скоропостижно скончался Густав Вальдемар Краатц (1859-1909) и спустя месяц барон Пауль Эрнст Георг Николаи (1860-1919) назначил на место управляющего имением Монрепо молодого агронома Аату Сирола – незаурядную, талантливую личность, который сумел себя зарекомендовать и как опытный фермер, и как политический деятель [1, 2]. В Монрепо он проработал управляющим до ноября 1916 года, в свободное время увлечённо фотографировал и, как результат, – оставил после себя большое творческое наследие: более тридцати уникальных фотоснимков усадьбы, которые сейчас хранятся в фондах музея города Лаппеенранта.

    Аату Сирола родился в Выборге 16 августа 1880 года в семье капеллана (священнослужителя) Карла Густава Сирена* (1847-1905). После окончания шестого класса Выборгского классического лицея в 1898 году Аату был зачислен в Куркиёкскую высшую сельскохозяйственную школу, которую закончил в 1900 году, в дальнейшем продолжил учёбу в аграрных институтах Дании и Швеции. По возвращению из учебной поездки продолжительностью более года он вскоре становится управляющим ферм в Западной и Центральной Финляндии [3].    

    Сирола активно принимал участие в политической деятельности и состоял в партии Младофиннов (либерально-демократической политической партии Финляндии, оппозиционно настроенной к политике российского самодержавия). Он выступал с докладами и читал лекции по социальным и молодёжным вопросам, а также регулярно публиковал статьи на аграрную тематику в выборгских газетах [2]. В Выборге он занимал руководящие посты и являлся главой ассоциации землевладельцев, а с 1911 года председателем сельского Муниципального совета Выборга [4].

* в 1896 году шведский вариант написания фамилии Сирен был изменен на финский манер – Сирола.

    В Монрепо А. Сирола предположительно проживал в «Доме Садовника», где у него имелся собственный кабинет, оборудованный телефонным аппаратом, все желающие могли дозвонится в имение по номеру 641.

    Аату Сирола – автор самой подробной серии фотокарточек Монрепо начала XX века. Объектив его фотокамеры запечатлел: семью Николаи, все главные достопримечательности и усадебные интерьеры. Особенно уникальны фотографии ныне утраченных объектов: павильонов Паульштайн и Мариентурм, Турецкой палатки, башни Бельвю с панорамным видом со смотровой площадки. Башня Бельвю (франц. «прекрасный вид») являлась самым высоким сооружением в Монрепо и находилась за валунной оградой (хайком).

    Панорама, открывавшаяся с Бельвю, действительно была великолепна, о чём пишет Иоганна Маргарета Поггенполь сыну Паулю:

    «Знаете ли Вы, что в прошлую пятницу произошёл маленький разгул в Бельвю. За обедом, на котором присутствовали мадам Виолье со своим братом, папа предложил поехать в Бельвю. Сначала я подумала, что он шутит, но вовсе нет, всё было вполне серьёзно, и Вы догадываетесь, что никто из нас этому не воспротивился. Вечер был восхитительный, луна была во всём своём великолепии, и вид, открывающийся оттуда, был превосходен.

И.-М. Поггенполь.
15 июня 1809 г.».

    Видимо, после очередного урагана смотровая площадка была разрушена:

    «Несколько дней назад мы набрались смелости и съездили посмотреть руины бедного Бельвю, и Вы сами можете судить, как мы по нему вздыхали…

И.-М. Поггенполь.
24 июня 1811 г.».

    Но Николаи планировали восстановление Бельвю:

    «Серьёзно подумываем о воссоздании Бельвю, и как только спадёт снег, начнутся работы, но снега так много, что я боюсь, до этого пройдёт ещё достаточно времени.

И.-М. Поггенполь.
10 апреля 1812 г.».

    

    В ноябре 1916 года Аату Сирола с почётом проводили в отставку с поста председателя сельского Муниципального совета Выборга, вручив ему памятный золотой перстень в подарок. Сирола переезжает в муниципалитет Яккима (совр. Лахденпохский район, Карелия), где назначается на место генерального инспектора лесозаготовительной компании [5].

    В 1923 году А. Сирола был назначен начальником управления торговли в Лахденпохья. Во многом благодаря его деятельности, в 1924 году посёлок Лахденпохья получает статус торгового города (фин. Kauppala) с развитой деревообрабатывающей промышленностью. Занимал этот высокий пост Сирола на протяжении пяти лет, после чего стал руководителем фермы «Тапиола» при лечебнице для страдающих падучей болезнью (эпилепсией), построенной в 1927 году в деревне Кимамяки недалеко от Сортавала на средства «Общества финской церкви» (фин. Suomen Kirkon Sisälähetysseura).

    Лечебница исполняла роль специализированного поселения для трудоспособных мужчин, куда позже в качестве пациентов стали принимать женщин и детей. На ферме «Тапиола» выращивали зерновые культуры (рожь, пшеницу, овес, ячмень), сажали картофель и лён. В садах плодоносили фруктовые деревья, а в хозяйстве держали лошадей, коров, свиней, домашних птиц, рядом располагалась пасека, находилась зерносушилка и мельница. После «Зимней войны» 1939-40 гг. деревня Кимамяки постепенно вымерла и опустела, а от некогда богатого фермерского угодья остались только заросшие сорняком поля и несколько яблонь [6,7].

    Во время Советско-финляндской войны (1939-1940) А. Сирола числился в штабе финской армии. В 1940 году он переезжает в Куопио, где получает должность директора по сельскому хозяйству «Общества финской церкви». Сирола вышел на пенсию летом 1948 года и 1 августа вдруг погиб от несчастного случая, произошедшего с ним на участке собственного дома: во время дробления камней один из осколков попал ему в шею [5].

    Аату Сирола, стал последним управляющим Монрепо эпохи Российской империи.  Не являясь профессиональным фотографом, он сумел запечатлеть важные моменты в жизни усадьбы и благодаря ему мы можем подробно познакомиться с видами Монрепо в период 1909-1916-х гг.   


Материал подготовил мл. научный сотрудник
Салманов А. С.

При написании статьи были использованы следующие источники:

1. Östra Finland. № 186. 16.08.1909. P.2
2. Wiipurin Sanomat. № 48A. 29.04.1909. P.3.
3. Sisämaa-Laatokka. № 176. 05.08.1948. P.3.
4. Wiipuri. № 76. 01.04.1911. P.4.
5. Karjala. № 267. 17.11.1916. P.6.
6. Борисов И.В. Каменное ожерелье Ладоги/И.В. Борисов. – Сортавала: Региональный Музей Северного Приладожья, 2015. – 300 с.
7. Больница Института диаконисс. Публикация на сайте «Открытая Карелия». http://openkarelia.org/object?object_id=1tKfd-1kTIW-5WFc1fDFdQ

Иллюстрации:

1. Аату Сирола. Фотопортрет. 1913 г. Karjalan Lehti № 166
2. Аату Сирола. Фотопортрет. 1909 г. Karjala № 98
3. Семейное фото Сирола. Аату Сирола крайний справа. Начало 1900-х. Частное собрание
4. А. Сирола. Главные усадебные ворота. Фото 1909-1916-е гг. Из собрания музейного ведомства Финляндии
5. А. Сирола. Главный Усадебный дом. Центральный фасад. Фото 1909-1916-е гг. Из собрания музейного ведомства Финляндии
6. А. Сирола. Главный Усадебный дом. Западный фасад. Фото 1914 г. Из собрания музейного ведомства Финляндии
7. А. Сирола. Главный Усадебный дом. Фото 1913 г. Из собрания музейного ведомства Финляндии
8. А. Сирола. Главный Усадебный дом. Большая зала. Интерьер. Фото 1909-1916-е гг. Из собрания музейного ведомства Финляндии
9. А. Сирола. Главный Усадебный дом. Белая гостиная. Интерьер. Фото 1913 г. Из собрания музейного ведомства Финляндии
10. А. Сирола. Башня Бельвю. Фото 1909-1916-е гг. Из собрания музейного ведомства Финляндии
11. А. Сирола. Панорамный вид с башни Бельвю. Фото 1909-1916-е гг. Из собрания музейного ведомства Финляндии
12. А. Сирола. Второй китайский веерный мостик. Фото 1909-1916-е гг. Из собрания музейного ведомства Финляндии
13. А. Сирола. Павильон Мариентурм. Фото 1909-1916-е гг. Из собрания музейного ведомства Финляндии
14. А. Сирола. Вид на остров Пампушинка. Фото 1909-1916-е гг. Из собрания музейного ведомства Финляндии
15. А. Сирола. Второй китайский веерный мостик. Фото 1913 г. Из собрания музейного ведомства Финляндии
16. А. Сирола. Турецкая палатка. Фото 1913 г. Из собрания музейного ведомства Финляндии
17. А. Сирола. Вид с пирса острова Палатки. Фото 1909-1916-е гг. Из собрания музейного ведомства Финляндии
18. А. Сирола. Главный усадебный дом и Библиотечный флигель. Фото 1913 г. Из собрания музейного ведомства Финляндии
19. А. Сирола. Липовая корзинка. Фото 1912 г. Из собрания музейного ведомства Финляндии
20. А. Сирола. Павильон Паульштайн. Фото 1912 г. Из собрания музейного ведомства Финляндии
21. А. Сирола. Скала под Паульштайном. Фото 1912 г. Из собрания музейного ведомства Финляндии
22. А. Сирола. Скальная гряда. Фото 1912 г. Из собрания музейного ведомства Финляндии
23. А. Сирола. Скальная грядя. Фото 1909-1916-е гг. Из собрания музейного ведомства Финляндии
24. А. Сирола. Берёзовая аллея. Фото 1909-1916-е гг. Из собрания музейного ведомства Финляндии
25. А. Сирола. Капелла Людвигсбург и Грот Медузы. Фото 1913 г. Из собрания музейного ведомства Финляндии
26. А. Сирола. Вид со смотровой площадки капеллы Людвигсбург. Фото 1909-1916-е гг. Из собрания музейного ведомства Финляндии
27. А. Сирола. Неизвестная женщина в Гроте Медузы. Фото 1909-1916-е гг. Из собрания музейного ведомства Финляндии
28. А. Сирола. Храм Нептуна. Фото 1909-1916-е гг. Из собрания музейного ведомства Финляндии
29. А. Сирола. Район Китай. Фото 1914 г. Из собрания музейного ведомства Финляндии
30. А. Сирола. Источник Нарцисс. Фото 1913 г. Из собрания музейного ведомства Финляндии
31. А. Сирола. Хижина отшельника. Фото 1913 г. Из собрания музейного ведомства Финляндии
32. А. Сирола. Грот желаний. Фото 1909-1916-е гг. Из собрания музейного ведомства Финляндии
33. А. Сирола. Скульптура Вяйнямёйнен. Фото 1912 г. Из собрания музейного ведомства Финляндии
34. Лечебница Тапиола. Автор неизвестен. Фото 1930-е гг. Из собрания музейного ведомства Финляндии