21 Фев, 2019


 

Уйдём с дороги скромную тропою
Нас мыс, что весь в цветах благоуханных,
Целуемый серебряной волной.
Там, возведённый в греческой манере,
Открытый храм престанет пред тобой
И, как два стражника, по сторонам
Стоят две ели старые.

 

  Так описал уголок усадьбы Монрепо – полуостров Нептуна – барон Николаи в поэме «Имение Монрепо в Финляндии. 1804».[1] Таким увидел его Конрад Ольденбург и увековечил в своей фотоработе, которая хранится в фондах музея-заповедника «Парк Монрепо». Ольденбург выбирал наиболее подходящие ракурсы для съёмки, передающие моменты повседневной жизни имения Монрепо. Благодаря его многочисленным работам, сохранившимся до наших дней, мы можем погрузиться в атмосферу давно ушедшей эпохи, прогуляться по вековым аллеям и «елисейским полям», по китайским арочным мостикам перебраться на остров Колонны, переплыть на пароме на остров Людвигштайн…

 Конрад Ольденбург (1854-1927) – книготорговец, арт-дилер, успешный бизнесмен и фотограф. На протяжении двадцати лет являлся владельцем широко известного книжного магазина в Выборге «Oldenburg pappershandel», в котором был представлен большой ассортимент печатных изданий, произведений искусства и канцелярских товаров. Кроме того, Ольденбург – автор первых почтовых фотооткрыток с видами Выборга и Монрепо на рубеже XIX-XX веков.

 Конрад родился в 1854 году в западной части Финляндии в городе Пори, куда в 1841 году из Стокгольма переехал его отец, представитель старинного шведского купеческого рода, Хампус Юлиус Ольденбург (1819-1876), который впоследствии станет состоятельным и влиятельным бизнесменом в Финляндии, основателем одной из крупнейших спичечных фабрик в Европе. [2] Кстати, в 1992 году потомком Ольденбургов – известным мастером Класом Ольденбургом была создана скульптура "Спички" в городе Барселона. [4]

  Ольденбург с юности стал интересоваться масляной живописью и начал творческий путь в качестве художника-любителя и переплетчика книг. [6, 7] Дальнейший этап жизни Ольденбурга тесно связан с Выборгом, куда он вместе с семьёй переехал в 1873 году. Вначале он получает должность уполномоченного-агента в выборгском отделении крупнейшей шведской страховой компании «Svea», где состоял в должности генерального директора в представительстве компании на территории Финляндии его старший брат, Герман Юлиус Ольденбург (1842-1880), в то время ещё и преуспевающий бизнесмен, владелец бутика и табачного магазина в Выборге. [8, 9]

 Компания «Svea» предоставляла услуги по страхованию жизни, имущества, недвижимости, складов и фабрик от пожаров. [10] Через страховое агентство заключались и выдавались договора на шведском и финском языках. Изначально офис компании находился в книжном магазине Clouberg & Co, а в феврале 1890 года переехал на Екатерининскую (Крепостную) улицу, в утраченный к нашему времени дом № 9. В этом здании, только этажом выше, находилось также недавно открывшееся по новому адресу фотоателье Якоба Индурского. [11]

 Столь близкое соседство и общение с признанным мастером выборгской фотографии заметно повлияло на Конрада Ольденбурга, он увлёкся фотосъёмкой, в мае 1892 года объявил о создании клуба для фотографов-любителей и пригласил всех желающих записаться на первое официальное заседание фотоклуба, которое состоялось 8 июня в павильоне «Эспиля». [12] В это время произошли значительные изменения на рынке фотоаппаратуры, в результате фотография становится более массовой и распространенной, а в техническом плане был осуществлен переход на новый более качественный уровень.

 В декабре 1890 года Ольденбург открыл новый книжный магазин на Екатерининской (Крепостной) улице в доме № 37, где можно было оформить подписку на российскую и европейскую художественную литературу, различные журналы: «Нива» – еженедельный иллюстрированный журнал, «Парижская мода», художественный альбом с репродукциями десяти известных русских художников-акварелистов; приобрести полное собрание сочинений М.Ю. Лермонтова, романы Льва Толстого, повести и рассказы И.С. Тургенева; сборники стихотворений, книги и журналы по кулинарии и шитью, французские романы, детскую, учебную и научную литературу и многие другие издания. [13, 14]

  Ольденбург регулярно рекламировал свой магазин и страховую компанию, для чего зарезервировал определенные колонки в выборгских шведоязычных газетах Östra Finland и Wiborgsbladet. В магазине продавалось всё, что  имело непосредственное отношение к художественному творчеству: картины талантливых художников; масляные краски, акварели, кисти, холсты, рамки, мольберты, а также альбомы для марок и фотографий. [15]

 В скором времени состоялось открытие небольшого печатного издательства по изготовлению открыток, календарей, почтовых конвертов. Ольденбург выпускал альбомы с фоторепродукциями, настенные и настольные календари, рождественские и пасхальные открытки. Свою продукцию реализовывал через книжный магазин, устраивал праздничные распродажи, учитывая интересы покупателей на тот или иной ассортимент. [16]

 В то время хозяевами небольших типографий (фототипий) были владельцы писчебумажных, книжных и галантерейных магазинов, а также фотографы. [5] Издание полиграфической продукции приносило им дополнительный доход. Жесткая конкуренция заставляла издателей постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство. Печатное издательство требовало и определенных финансовых затрат, Ольденбург искал способы дополнительного дохода от других проектов, так с июля 1894 года планировал открытие и набирал группы студентов на курсы по стенографии. [17]

 После открытия типографии Ольденбург продолжил осваивать фотографическое дело, отдавая предпочтение пейзажной фотосъёмке, на основе этих видов издавались фотооткрытки с использованием способа фототипии. [18] Изобретение в середине XIX века метода фототипии – дало возможность издавать иллюстрации в виде открыток очень высокого качества. В наше время в частных коллекциях и в музейных собраниях встречаются открытки с великолепными панорамными видами Москвы и Петербурга, губернских и уездных городов Российской империи, выполненные А. Сувориным, фототипией «Шерер Набгольц и Ко», фирмой «Ришар», П. фон Гиргенсоном, М. Кампелем, С.М. Прокудиным-Горским, М.П. Дмитриевым и др. [5]

  К концу 1898 года Ольденбургом было отснято более 80 видов выборгской тематики, на которых запечатлены исторические виды Выборга и окрестностей, пейзажи Карельского перешейка и территорий современной Финляндии. [19] Особого внимания заслуживают изображения из жизни усадьбы Монрепо, выполненные Ольденбургом с неповторимым профессионализмом. В эти фотокадры имения вошли: «Главные усадебные ворота», выполненные из дерева в неоготическом стиле, «Ступишинская аллея», посаженная ещё первым владельцем Монрепо П.А. Ступишиным и названная в его честь, Елисейские поля с видом на Усадебный комплекс, а также фотооткрытки, на которых изображены скульптура «Вяйнямёйнен, играющий на кантеле», Капелла Людвигсбург с паромной переправой на остров Людвигштайн, белоснежный открытый павильон в античном стиле – «Храм Нептуна» и второй «Китайский веерный мостик», впервые изображенный в фотоработе того периода.

  Ассортимент магазина Ольденбурга постоянно пополнялся новыми открытками с видами Выборга, Монрепо, Иматры и фотографиями в «кабинетном формате» (размера 11х17 см) в монохроме. [20] В 1897 году он выпустил альбом с цветными изображениями Выборга, а летом 1898 года запечатлел виды города в лунном свете. [21, 22]
В 1890-х годах Ольденбург становится заметной и влиятельной фигурой в кругу выборгской бизнес-интеллигенции, с июня 1891 года стал членом совета директоров «Выборгской телефонной компании» (Wiborgs nya telefonaktiebolag). [23] Ольденбург был одним из основоположников объединения «Выборгские Друзья искусства» (Wiborgs Konstvänner), где в течение длительного времени занимал должность председателя исполнительного совета и казначея. [3, 24, 25]

 Он заключал сделки, устраивал аукционы, благодаря этому удавалось реализовать в достаточно больших количествах произведения искусства финских и петербургских художников: пейзажи Ялмара Мунстеръелма и Эллен Фаворин, портреты Арвида Лильелунда, работы Альберта Бенуа, в том числе его известное произведение «Вид Кронштадта с пирса Петергофа», и многих других талантливых художников. [26, 27, 28] Под патронажем ассоциации основана школа рисования, где только в весенний семестр 1897 года училось 23 человека. В 1898 году Ольденбург по состоянию здоровья покидает руководящие посты в объединении. [29]
Начиная с 1910 года, Ольденбург по семейным обстоятельствам постепенно распродает бизнес, сначала в марте он продает книжный магазин. [30]

Вот, что писал Ольденбург о продаже своего магазина в газете «Wiipuri» за 19 марта 1910 года:

"Таким образом, хочу объявить о том, что я сегодня продал миссис Алме Гренман магазин, бывший здесь в течение 20 лет. И наиболее вежливо хочу поблагодарить моих достойных покупателей за оказанное мне большое доверие, пожалуйста, отнеситесь так же к моему почётному преемнику.

С уважением, Конрад Ольденбург".

 А в начале июня следующего года, Ольденбург передает права на страховое агентство своему компаньону Элин Таберман, в результате в 1911 году он переезжает в Гельсингфорс (Хельсинки), где некоторое время работает статистиком, затем в течение длительного периода проживает у родственников в Нью-Йорке и Берлине. [31, 32, 33]
В феврале 1922 года по случаю тридцатилетия открытия школы рисования обществом «Выборгские Друзья искусства» Ольденбургу поступило предложение стать почетным членом объединения, которое он принял с удовольствием. [34]

 Скончался господин Ольденбург на 74 году жизни в Хельсинки. «Проститься с ним пришло большое количество его друзей и знакомых, выражавших ему теплые слова благодарности, посвященные любви и дружбе, которые Конрад Ольденбург в своей жизни распространил вокруг себя. Прах господина Ольденбурга был захоронен в фамильной усыпальнице Ольденбургов на острове Сорвали». [35]

 Ольденбург развивал и использовал разные направления, постоянно находился в творческом поиске, достиг высокого уровня профессионализма во многих отраслях. Его успеху, хорошей репутации в обществе способствовали, с одной стороны, природные данные, желание и умение работать с людьми, находить компромиссные решения, а с другой стороны, имела значение среда, в которой он формировался как личность.

 В основном деятельность Ольденбурга была рассчитана на ценителей искусства и коллекционеров, но благодаря его фотографическому таланту и мастерству – у людей по всему миру появилась возможность ознакомиться и соприкоснуться с его творчеством. Увидеть Выборг и Монрепо конца XIX века, ведь почтовые открытки, выпускавшиеся неограниченным тиражом, имели в то время огромную популярность как способ общения на расстоянии. Три фотооткрытки с видами усадьбы: «Храм Нептуна» и «Китайские веерные мостики» находятся в музейном собрании парка Монрепо, но множество открыток хранятся в частных коллекциях.

 

Материал подготовил мл. научный сотрудник
Салманов А. С.


При написании статьи были использованы следующие источники:
1.    Николаи Л.Г. Имение Монрепо в Финляндии. 1804. Поэма. Пер. с нем. Костоломов М.Н. –СПб.: Центр Сохранения Культурного Наследия, 2011 г. – с.22.
2.    Михаил Костоломов. Публикация на сайте «Вконтакте»: https://vk.com/wall38170585_6981
3.    Михаил Костоломов. Публикация на сайте «Вконтакте»: https://vk.com/wall38170585_9083
4.    Милла Синиярви. «Шведские спички. Мошенничество и искусство». Публикация на сайте «Proza.ru»:  https://www.proza.ru/2017/04/18/26
5.    А. Фомин. Русская фотооткрытка/Журнал: Фотография. №5-6. Москва. 1992. – 48 с.
6.    Svenska Pressen. №239. 15.10.1927. P.6.
7.    Satakunnan Kansa. №239. 16.10.1927. P.4.
8.    Helsingfors Dagblad. №6. 08.01.1877. P.4.
9.    Wiborgs Tidning. №106. 11.09.1877. P.3.
10.    Östra Finland. №12. 28.01.1878. P.4.
11.    Wiborgsbladet №31. 07.02.1890. P.4.
12.    Wiborgsbladet. №122. 28.05.1892. P.1.,3.
13.    Wiborgsbladet №283. 05.12.1890. P.2.
14.    Wiborgsbladet. №15. 20.01.1891. P. 4.
15.    Wiborgsbladet. №297A. 21.12.1890. P.3.
16.    Wiborgsbladet. №293. 17.12.1890. P.3.
17.    Wiborgsbladet. №141. 22.06.1894. P.1.
18.    Wiborgsbladet. №158. 12.07.1892. P.1.
19.    Wiborgsbladet. №269. 19.11.1898. P.4.
20.    Wiborgsbladet. 09.07.1899. P.3.
21.    Wiborgsbladet. №181. 08.08.1897. P.4.
22.    Wiborgsbladet. №140. 21.06.1898. P.4.
23.    Östra Finland. №126. 04.06.1891. P.3.
24.    Östra Finland. №50. 01.03.1892. P.2.
25.    Wiborgs Nyheter. №106. 09.05.1924. P.3.
26.    Wiborgsbladet. №8. 11.01.1893. P.2.
27.    Östra Finland. №88. 02.04.1893. P.2.
28.    Wiborgsbladet. №281. 02.12.1894. P.2.
29.    Wiborgsbladet. №57. 10.03.1898. P.2.
30.    Wiipuri. №65. 19.03.1910. P.1.
31.    Wiborgs Nyheter. №125. 02.06.1911. P.1.
32.    Suomalainen Wirallinen Lehti. №55. 06.03.1912. P.3.
33.    Västra Nyland. №52. 07.05.1914. P.2.
34.    Karjalan Aamulehti. №49A. 28.02.1922. P.8.
35.    Wiborgs Nyheter. №243. 21.10.1927. P.2.


Иллюстрации:
1.    Фотооткрытка К. Ольденбурга. Усадьба Монрепо. Храм Нептуна. Конец 1890-х. Из собрания "ГИАПМЗ "Парк Монрепо"
2.    Фотооткрытка К. Ольденбурга. Усадьба Монрепо. Китайский веерный мостик. 1890-е гг. Из собрания "ГИАПМЗ "Парк Монрепо"
3.    Репринт Фотооткрытки К. Ольденбурга. Усадьба Монрепо. Главные усадебные ворота. Конец 1890-х. Частное собрание
4.    Репринт Фотооткрытки К. Ольденбурга. Усадьба Монрепо. Ступишинская аллея. Конец 1890-х. Частное собрание
5.    Фотооткрытка К. Ольденбурга. Усадьба Монрепо. Елисейские поля.  Конец 1890-х. Из собрания музейного ведомства Финляндии
6.    Фотооткрытка К. Ольденбурга. Усадьба Монрепо. Главный усадебный дом. Конец 1890-х.  Частное собрание
7.    Фотооткрытка К. Ольденбурга. Усадьба Монрепо. Скульптура «Вяйнямёйнен». Конец 1890-х. Частное собрание
8.    Фотооткрытка К. Ольденбурга. Усадьба Монрепо. Капелла Людвигсбург. Конец 1890-х. Частное собрание
9.    Фотооткрытка К. Ольденбурга. Усадьба Монрепо. Паромная переправа на остров Людвигштайн. 1890-е гг. Частное собрание
10.    Фотооткрытка К. Ольденбурга. Усадьба Монрепо. Паромная переправа и Храм Нептуна. Конец 1890-х. Частное собрание
11.    Фотооткрытка К. Ольденбурга. Усадьба Монрепо. Второй китайский веерный мостик. 1899 г. Частное собрание
12.    Фотооткрытка К. Ольденбурга. Выборг. Вид на Замок. Начало 1890-х. Частное собрание
13.    Фотооткрытка К. Ольденбурга. Выборг. Вид на Круглую башню. Конец 1890-х. Частное собрание
14.    Фотооткрытка К. Ольденбурга. Выборг. Вид на Павильон Эспиля. Конец 1890-х. Частное собрание
15.    Фотооткрытка К. Ольденбурга. Выборг.  Городская панорама. 1890-е гг. Частное собрание
16.    Фотооткрытка К. Ольденбурга. Выборг.  Городская панорама. 1890-е гг. Частное собрание (2)
17.    Фотооткрытка К. Ольденбурга. Выборг.  Городская панорама. 1890-е гг. Частное собрание (3)
18.    Фотооткрытка К. Ольденбурга. Приморск. Интерьер Кирхи. Начало 1900-х. Из собрания музейного ведомства Финляндии
19.    Фотооткрытка К. Ольденбурга. Выборг. Вид на Замок. 1890-е гг. Частное собрание (2)
20.    Фотооткрытка К. Ольденбурга. Выборг. Площадь Старой Ратуши. Начало 1900-х. Частное собрание
21.    Фотооткрытка К. Ольденбурга. Выборг. 1890-е гг. Частное собрание
22.    Фотооткрытка К. Ольденбурга. Выборг. 1890-е гг. Частное собрание
23.    Фотооткрытка К. Ольденбурга. Выборг. Городской парк. 1890-е гг. Частное собрание
24.    Фотооткрытка К. Ольденбурга. Иматра. 1890-е гг. Из собрания музейного ведомства Финляндии
25.    Фотооткрытка К. Ольденбурга. Юстила. 1890-е гг. Сайменский канал. Частное собрание
26.    Фотооткрытка К. Ольденбурга. Выборг. Вид на Замок. Нач. 1900-х. Частное собрание

27. Фотооткрытка К. Ольденбурга. Усадьба Монрепо. Китайский веерный мостик. 1890-е гг. Из собрания "ГИАПМЗ "Парк Монрепо"